Причины ДТП – виновники трагедий и их последствия

Содержание

Основная причина ДТП. Основные причины ДТП и меры их предупреждения

С точки зрения безопасности на дорогах Россия является одной из самых неблагоприятных стран. Способствуют такому положению вещей многие факторы. Органы ГИБДД регулярно публикуют статистические данные о наиболее распространенных причинах аварий, что позволяет вырабатывать более эффективные меры по избеганию дорожно-транспортных происшествий с трагическими последствиями. При этом основная причина ДТП меняется едва ли не каждый год. Так, если до недавнего времени специалисты называли главной бедой на наших дорогах пьянство за рулем, то сегодня за лидирующие позиции могут побороться и невнимательные пешеходы, и злостные нарушители ПДД в лице уже трезвых автомобилистов. Есть и другие значимые факторы, влекущие ДТП, но обо всем по порядку.

Категории причин ДТП

Если в простых понятиях подходить к рассмотрению самой природы ДТП, это будет ситуация на дороге, возникшая с участием как минимум одного автомобиля и повлекшая порчу имущества или вред здоровью. На основе этого можно заключить, что основные группы причин ДТП могут включать не только самих водителей и пешеходов, но и условия, в которых эксплуатируется дорожное покрытие. Сотрудники ГИБДД выделяют следующие категории причин ДТП:

  • Водители. В эту группу включаются все нарушения правил автолюбителями, в результате которых возникают аварии. Например, это может быть превышение скорости или та же езда в пьяном состоянии.
  • Пешеходы. Как ни странно, кроме знакомого многим обывателям перехода в неположенном месте, эта категория предусматривает и порядка 9 других опасных действий пешеходов на дороге. В их числе быстрый выход из-за препятствия, движение вблизи транспорта и т.д.
  • Условия на дороге. В эту группу можно включить плохую видимость и недостаточное качество дорог.
  • Транспорт. Неполадки с самой техникой также становятся причинами ДТП. Например, если возникли технические проблемы с управлением, это повышает риск аварии.
  • Велосипедисты. Эта группа участников движения также представляет опасность. Райдеры могут не соблюдать очередность в потоке, внезапно выезжать на проезжую часть и т.д.

После того как определены главные категории, стоит подробнее рассмотреть основные причины ДТП в России в порядке их распространенности.

Превышение скорости

Несоблюдение скоростного режима регулярно оказывается главным фактором, который приводит к неприятным последствиям на дороге. В частности, такие ДТП происходят в результате наезда на пешеходов и препятствия, а также столкновения с другими транспортными средствами. Как правило, предвещает аварию потеря управляемости автомобиля, что может повлечь опрокидывание, занос, вылет с проезжей части и другие последствия с печальным исходом. К наиболее тяжелым ситуациям относятся ДТП в условиях плохой видимости, если участник движения превышает скорость и сталкивается на встречной полосе с другой машиной.

Вождение в пьяном состоянии

Разработка жестких мер по борьбе с пьянством позволила несколько сократить количество аварий, спровоцированных алкоголем. Тем не менее статистика по таким случаям все еще остается малоутешительной. К тому же в некоторых регионах именно пьянство за рулем – основная причина ДТП, которая приводит к другим нарушениям правил движения. К слову, уже упомянутое превышение скорости выделяется в отдельную причину, в то время как именно нетрезвое состояние водителя может выступать первоначальным фактором такого нарушения.

Неудовлетворительное качество дорог

Одна из старейших тем в обсуждении глобальных проблем России – дороги. Обычная ситуация, когда пресловутый ухаб становится опасным фактором, из-за которого автомобиль самопроизвольно совершает выезд на встречную полосу. Омрачается положение дел тем, что дорожные службы практически не привлекаются к ответственности за подобные изъяны покрытий. Впрочем, основная причина ДТП даже не столько в качестве дорог, сколько в их инфраструктурном обеспечении. Организация работы светофоров, нанесение дорожной разметки и установка знаков нередко выполняются с откровенными ошибками и нарушениями, что и приводит к авариям.

Неисправности автомобилей

Нельзя не затронуть и проблему технического состояния довольно внушительной части российских автомобилей. Даже несмотря на жесткую регуляцию законодательством РФ допуска машин к эксплуатации, без труда можно обнаружить в рядовом потоке транспортные средства с серьезными неисправностями. Как отмечают специалисты, в этой группе основная причина ДТП касается тормозов. Порядка 30 % эксплуатируемых автомобилей работают с неотрегулированными или вовсе неисправными тормозными механизмами. Другое дело, что некоторые проблемы с регулировкой могут допускать эксплуатацию транспорта. Также к распространенным неполадкам в технической части, которые влекут ДТП, можно отнести проблемы с оптикой, слабость конструкции из-за плохо выполненного ремонта и, конечно, неточности в рулевом управлении. Здесь же стоит отметить и сезонные «болезни». В основном такие аварии связаны с неправильной эксплуатацией шин – например, когда зимой используется летняя резина.

Неосмотрительность пешеходов

Желая сократить путь или время в дороге, многие пешеходы решают игнорировать правила дорожного движения и совершают переход проезжей части в неположенном месте. Но тут есть свои нюансы. Дело в том, что строгое разграничение вины водителей и пешеходов не всегда возможно. Например, если речь идет о ребенке или пенсионере. Конечно, формально может быть прав водитель, но очевидно, что требовать от детей или стариков повышенного внимания не приходится. Так или иначе, основные причины ДТП по вине пешеходов относятся к игнорированию ПДД. Переход в неустановленном месте или движение на красный свет – вот главные нарушения со стороны пешеходов. Усугубляется ситуация в темное время, когда и переход по «зебре» не гарантирует безопасность. В данном случае следует заранее подготовить светоотражающие элементы одежды.

Меры предупреждения ДТП

Казалось бы, в руках современных отделений ГИБДД сосредоточены эффективные инструменты, направленные на выявление и борьбу с виновниками дорожно-транспортных происшествий. Однако этого оказывается недостаточно. Дело в том, что основные причины ДТП и меры их предупреждения следует рассматривать с двух позиций – со стороны дорожных инспекций, служб безопасности и глазами непосредственных участников дорожного движения. Специальные уполномоченные организации по борьбе с нарушениями занимаются комплексной профилактической работой. В частности, разрабатываются эффективные меры контроля технического состояния автомобилей, совершенствуются подходы и методы к регулированию дорожного движения, вводятся более жесткие штрафы, а также проводится разъяснительная пропагандистская работа с населением. Что касается самих пешеходов и автолюбителей, то в их интересах не только соблюдать ПДД, но и страховать себя от возможных нарушений со стороны других лиц.

Заключение

В России действует современный и хорошо продуманный перечень правил дорожного движения, соблюдение которого позволяет минимизировать риски любых аварий. Проблема заключается в том, что, например, основная причина ДТП в виде пьянства является практически не уловимой для органов дорожного порядка без соответствующей проверки. Это же относится к водителям, чей стиль езды предполагает высокую скорость. Как правило, это опытные участники движения, которые уверены в своих силах и не всегда адекватно оценивают ситуацию. Обе группы представляют опасность для других автомобилистов, как и пешеходы, которые в целях экономии времени решаются на переходы в неустановленных местах. К сожалению, бороться с такими явлениями можно только с помощью общего повышения культуры вождения и в целом эксплуатации проезжих частей, а это вопрос многих лет.

В Крымске продолжают искать причины и виновников трагедии

Подозреваемыми по делу о наводнении на Кубани в ночь с 6 на 7 июля и гибели более 170 человек стали местные чиновники, пишет Яна Милюкова. Это экс-глава Крымского района Василий Крутько, глава Крымского городского поселения Владимир Улановский, глава Нижнебаканского сельского поселения Крымского района Ирина Рябченко и и.о. руководителя управления по предупреждении ЧС и гражданской защиты Крымского района Виктор Жданов.

Как сообщает Следственный комитет РФ, уголовное дело возбуждено 20 июля по признакам преступления по ч. 3 статьи 293 УК РФ (халатность). Максимальное наказание по этой статье составляет лишение свободы на срок до семи лет и лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет. Но последует ли наказание за преступление в Крымске, это в понедельник один из самых популярных запросов поисковой системы Google.

Чиновники были задержаны вчера. Крутько, Улановский и Жданов по ходатайству следователя находятся под стражей. Улановский перед арестом пожаловался на боли в сердце, после чего был доставлен в местную больницу, откуда он все же был доставлен в суд и взят под стражу. Рябченко оставлена на свободе, с нее взята подписка о невыезде.

По версии следствия, они своевременно получили штормовые предупреждения, но не оценили возможных масштабов бедствия и не оповестили должным образом население.

Как ранее сообщал BFM.ru со ссылкой на Росгидромет, первые сообщения об ожидающихся сильных грозах и ливнях администрация и управление МЧС края получили еще 5 июля, по факсу в 11:20 утра. Первое сообщение о возможном резком подъеме воды было отправлено в 10:15 утра 6 июля. Всего до трагедии региональные власти и МЧС получили пять штормовых предупреждений.

Местные жители ранее заявляли, что система оповещения не сработала должным образом. По ТВ шла бегущая строка с предупреждением, сообщения передавались по радио, но из-за сильного дождя в ряде населенных пунктов уже не было электричества, и многие жители не были уведомлены.

То, что виноватыми окажутся местные чиновники, стало понятно еще 9 июля, когда губернатор Краснодарского края Александр Ткачев раскритиковал действия сотрудников администрации Крымского района. «У власти в таких критических обстоятельствах должны находиться руководители, способные своим авторитетом объединить людей и направить их силы на восстановление нормальной жизни. И это не то, что я вижу сейчас со стороны районных и городских властей», — заявил он.

Президент Владимир Путин 15 июля выдвинул предположение о том, что местные службы «оказались в сам момент катастрофы не готовы адекватно отреагировать на происходящие события». Путин заявил, что действиям всех ответственных должностных лиц и ведомств будет дана правовая оценка. «После этого будут приниматься процессуальные решения по этому вопросу», — заявил он.

Через неделю после посещения президентом Крымска и за день до означенного им срока (23 июля) нашли подозреваемых. Первые отставки начались 9 июля: от должности был отстранен Василий Крутько. В этот день он обвинил волонтеров, приехавших в Крымск ликвидировать последствия наводнения, в попытках «породить хаос». «Они [приезжие] пытаются породить хаос», — заявил Крутько (цитата по «Юга.ру»).

«Крутько избирался на свой пост дважды с высоким процентом доверия и как к хозяйственнику к нему претензий нет, — заявил сегодня Ткачев по поводу ареста экс-главы Крымского района. — Но этого мало. Нужно уметь работать в чрезвычайных ситуациях».

«Не понимаю, чем думал глава района, когда докладывал, что оповещение было, что местная власть сделала все возможное. Может, запаниковал, не знаю. Лично я уже на второй день после ЧП увидел, что местные власти не владеют ситуацией. Я был вынужден отстранить Крутько от управления районом. Что касается дальнейшей его судьбы, и других руководителей района и города, то этим пусть занимается следствие», — цитирует Ткачева пресс-служба краевой администрации.

Улановский же после отставки Крутько свой пост все же сохранил, несмотря на то, что изначально пресс-служба краевой администрации сообщила о том, что и он уволен.

Он проработал в этой должности всего два месяца. На досрочных выборах мэра в мае этого года его поддержали почти 95% избирателей. На момент выборов он занимал пост заместителя главы Крымска и был выдвинут «Единой Россией».

Остальные 5% голосов разделили между собой его соперники-самовыдвиженцы — безработный Александр Рябошапка (2,7%) и начальник котельного цеха консервного комбината Валерий Ляткин (2,8%). В выборах мэра в качестве кандидата изъявлял принять участие пенсионер Сергей Булдаков, выдвинутый «Яблоком». Но ему было отказано в регистрации. Предыдущий мэр Илья Мальта после череды скандалов покинул свой пост. В последние месяцы работы он вызывал недовольство жителей города, хотя в 2008 году также получил абсолютное большинство голосов — 86,7%.

В августе 2002 года регион уже пережил сильное наводнение, которое затронуло Новороссийск, Крымск, Анапу и еще 15 населенных пунктов. Несмотря на иные масштабы трагедии — тогда погибло около 60 человек, более 200 пострадали, повреждено около 8 тысяч домов — история с поиском виновных оказалась похожей.

Уголовное дело по факту массовой гибели людей было возбуждено 9 августа 2002 года. В ходе расследования выяснилось, что администрация Новороссийска заранее получила штормовые предупреждения от Гидромета и краевого управления МЧС. Но жители не были предупреждены заранее о надвигающейся природной стихии.

В катастрофе (на город и окрестности пришлось большее число жертв — 46 человек) обвинили экс-главу Новороссийска Валерия Прохоренко. Он на момент трагедии также возглавлял городскую комиссию по ЧС. Прохоренко ушел в отставку только в ноябре 2002 года, через четыре месяца после наводнения.

Причина отставки тогда не сообщалась, решение об уходе Прохоренко принял сам после встречи с губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым, которая проходила за закрытыми дверями. В 2003 году ему были предъявлены обвинения в халатности (ту же статью могут вменить и задержанным по делу 2012 года).

А в июне 2004 года Прохоренко приговорили к 3,5 годам лишения свободы условно, хотя обвинение требовало для него пять лет лишения свободы. Своей вины он не признал.

В том же году, двумя месяцами ранее на юге России от наводнения погибли около 90 человек, больше всего — в Ставропольском крае и Краснодарском крае — 47 и 31 человек соответственно. Тогда из-за наводнения были разрушены 7,7 тысячи домов. Ущерб от стихии оценивался в 12,3 млрд рублей.

Своего поста лишился глава администрации Кочубеевского района, одного из наиболее пострадавших регионов Ставрополья, Геннадий Скарга. К суду его привлечь, как выяснилось, было невозможно. На момент наводнения — 21 июня — он находился на больничном с диагнозом «ишемическая болезнь сердца». Больничный был открыт 18 июня.

К ответственности привлекли его заместителя — Николая Гуру. Против него было возбуждено уголовное дело по статье «халатность» (по версии следствия, жители района также не были вовремя оповещены о надвигающейся трагедии). Но в апреле 2004 года чиновник был оправдан судом.

Скарга после увольнения с поста главы Кочубеевского района получил должность в аппарате губернатора, в 2004 году, через несколько месяцев после вынесения оправдательного приговора своему заместителю, вернулся в администрацию района и работал там до осени 2010 года.

Жители Крымска ждут моратория на кредиты и страховых выплат

В Крымск поступает гуманитарная помощь, продолжается сбор денежных средств. По состоянию на 20 июля, на счет российского Красного Креста для жителей Кубани поступило более 461 млн рублей.

На сегодня в городе восстановлены все коммуникации. Крымский район покинули почти 3 тысячи военнослужащих, которые ликвидировали последствия наводнения. Накануне строители начали капитальный ремонт социальных объектов города.

Причины ДТП – виновники трагедий и их последствия

Основные причины ДТП и травматизма людей в России можно найти в поведении и водителей, и пешеходов. Первые любят острые ощущения и слишком самонадеянные, а вторые ошибочно предполагают, что все исключительно соблюдают правила дорожного движения. Но все это не так, поэтому порассуждаем о самом наболевшем в этой статье.

Причины ДТП: автомобили

Для начала рассмотрим причины возникновения ДТП исключительно в среде водителей. Последствия в таких случаях бывают различные, особенно наглядные и шокирующие кадры содержат груды покореженного металла и много крови. Почему же это происходит, неужели нет подсознательного страха и осторожности у каждого, кто получил водительское удостоверение? Как показывает статистика, мало кто думает об этом, все считают, что их это не коснется. Подумаем, какие ошибки чаще всего становятся роковыми.

Самые частые причины аварий на дорогах между двумя и более машинами – это превышение скорости и вождение в нетрезвом состоянии. Водитель почему-то не часто думает о том, что дорожное покрытие не всегда обеспечивает идеальное сцепление с колесами, особенно страшны ситуации, когда начинается дождь или гололедица припорошена снегом. А в подвыпившем состоянии и вовсе многие обретают «супер-силу», но в действительности все в точности наоборот: реакции снижаются, зрение притупляется и прочее.

Создание аварийной ситуации на дороге может быть последствием несоблюдения дистанции. Почему люди на таких тяжелых металлических агрегатах жмутся к друг к другу, неизвестно. Но каждый в школе изучал, что масса является мерой инерции, почему-то за рулем об этом все забывают, и надеются затормозить в мгновение ока, хотя это априори невозможно. Сюда же можно внести и неосторожность при обгоне, а также лихачество при объезде препятствия. Часто водитель неправильно оценивает свои шансы и не успевает закончить обгон, получая встречное столкновение. Либо осуществляя объезд по попутной полосе, забывает предупреждать об этом других участников.

Самый страшный исход при неудачном обгоне – лобовое столкновение! Если вы видите неизбежность этого события, уходите в кювет или на обочину, так вероятность сохранения жизни в сотни раз выше.

Причины аварий на дорогах с участием людей

С участием людей ДТП редко заканчиваются хорошо, потому что даже тонна металла (самый мелкий автомобиль) вряд ли оставит лишь царапины, таких счастливчиков очень мало. Поразительны и плачевны виды и причины ДТП с участием детей, статистика неумолимо публикует огромные цифры оборванных жизней. В этом большая вина и родителей, которые не привили должную осторожность своим наследникам по отношению к транспорту. Суждение, что «пешеход всегда прав…», в корне неверно, поэтому часто хочется добавить «…даже если мертв?».

Все дело в том, что с описанными выше амбициями водителей часто сопрягаются еще банальные плохие условия видимости. Это не обязательно непогода или неосвещенные участки дороги, даже в условиях уличного освещения почти невозможно увидеть пешехода на «зебре», если на встречу едет косяк машин с зажженными фарами. Расстояние, с которого вы его увидите, будет равно нескольким метрам, а дальше все зависит от вашей реакции и скорости, этих метров может не хватить для тормозного пути.

Чтобы не случались аварийные ситуации на дорогах с такими печальными последствиями, следует с детства приучать даже на «зебре» и светофорах смотреть по сторонам, лучше пропустить автомобиль, даже если вы уверены, что еще успеете перебежать перед ним. Водитель может отвлечься от дороги, а вы ждете, что он притормозит? Это покалечит вам жизнь! Даже взрослым следует быть осторожнее, на дороге нет таких мест, где бы вам дали гарантию, что автомобилист все сделает правильно, только подземные или наземные переходы.

Причины аварий на железной дороге – избегаем тяжелой техники

Еще более зрелищные и травматичные аварии хранит в своей истории каждый ж/д переезд, причины ДТП в таких случаях заключаются в самонадеянности водителя, а иногда и в обычном неудачном стечении обстоятельств. Для первой категории характерно простое нарушение правил дорожного движения, когда автомобиль выезжает на пути, игнорируя шлагбаум и сигналы светофора, даже строгий взгляд регулировщика, который следит за выполнением этих правил, не останавливает водителя в момент ошибки.

Выехав на пути, не обязательно застрять там по механическим причинам (заглохнуть, пробуксовать и т.д.), можно просто не рассчитать скорость поезда или вовсе не увидеть его за поворотом. Но часто бывает и так, что причины аварий на железной дороге заключаются в трагической шутке судьбы, когда все обстоятельства сулят, что вы успеете пересечь переезд до прибытия поезда, которого вроде бы и на горизонте не видно, но внезапно вы ломаетесь прямо на рельсах. Только оперативное коллективное творчество поможет спасти вас и автомобиль от гибели под поездом, основные сигнальные знаки и действия описаны в ПДД.

Дорожно-транспортные происшествия: статистика, причины, меры по сокращению Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства»

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства, автор научной работы — Пучков А.В., Шумков Н.И., Бельская Е.Н.

Проводится анализ статистики ДТП за период 2010-2013 гг. в России и по Красноярскому краю. Выявляются наиболее распространённые причины возникновения ДТП. Рассматриваются оперативно профилактические мероприятия, проводимые ГИБДД по снижению аварийности. Предлагаются мероприятия по сокращению количества ДТП.

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства , автор научной работы — Пучков А.В., Шумков Н.И., Бельская Е.Н.,

Текст научной работы на тему «Дорожно-транспортные происшествия: статистика, причины, меры по сокращению»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики — 2014. Технические науки

плодию, неудержимому всплеску заболеваний онкологией, увеличению генетических уродств, непредсказуемым аллергическим реакциям, повышению уровня смертности, как животных, так и людей, резкому ухудшению в состоянии окружающей среды.

Выращивание ГМ-продуктов в России официально запрещено, а вот ввозить их можно сколько угодно. Сельское хозяйство России переживает трудное время. На II Всероссийском аграрном совещании в 2003 г. было констатировано, что 75 % сельского населения находится за чертой бедности, убыточны более 70 % хозяйств, ежегодно снижаются площади посевов под зерновыми культурами, биологическая полноценность и безопасность зерна и про-дуктов его переработки. По заявлению академика А. Каштанова продолжается деиндустриализация сельскохозяйственного производства. На закупку импортного продовольствия Россия ежегодно тратит в 10 раз больше, чем на все свое сельское хозяйство.

На таком фоне в стране развёртывается активная пропаганда широкого внедрения в отечественное растениеводство трансгенных культур: картофеля, сои, кукурузы, рапса. Причем лоббирующие этот процесс ученые и чиновники не дают никаких гарантий их безопасности для агроландшафтов, посевов культур традиционной селекции, продуктов урожая для человека и сельскохозяйственных животных.

Одна из основных проблем широкого возделывания ГМ-культур — их возможность стать инвазийны-ми, постепенно вытесняющими традиционные сорта. Большое значение в управлении этим процессом будут играть постоянно пополняемые базы данных о фитоструктуре агроценозов. В России существуют всего 3 базы данных по всем группам организмов.

Конвенция о биологическом разнообразии, подписанная Россией в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, декларирует, что чужеродные инвазийные виды считаются одной из самых серьезных экологических угроз.

На наш взгляд, основные направления независимых исследований ГМ-культур должны включать следующие направления:

1) разработка государственной системы фитоса-нитарного мониторинга посевов ГМ-культур, их хранящегося урожая и используемых для пищевых и кормовых целей продуктов переработки, мониторингом должны охватываться импортируемые ГМ-продукты и ГМ-культуры;

2) допустимые соотношения в посевах одной культуры сортов ГМ-культур и обычных;

3) создание государственной общедоступной системы идентификации ГМ-культур и контроля за их использованием;

4) установление мер ответственности производителей и переработчиков ГМ-культур за нанесение вреда агроценозам и потребителям;

5) определение степени влияния признаков трансгенной устойчивости к гербицидам и вредителям на изменение состава белка семян и их жизнеспособности в условиях культивирования и самосева.

1. Красовский О. А. Генетически модифицированная пища: возможности и риски // Человек. 2002. № 5. С. 158-164.

© Парпуц А. А., Менчиков Р. В., Панкеев Е. С., 2014

УДК 303.023, 303.1

А. В. Пучков, Н. И. Шумков Научный руководитель — Е. Н. Вельская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ: СТАТИСТИКА, ПРИЧИНЫ, МЕРЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ

Проводится анализ статистики ДТП за период 2010-2013 гг. в России и по Красноярскому краю. Выявляются наиболее распространённые причины возникновения ДТП. Рассматриваются оперативно профилактические мероприятия, проводимые ГИБДД по снижению аварийности. Предлагаются мероприятия по сокращению количества ДТП.

Проблема аварийности на автомобильных дорогах России за последние годы стала настолько острой, что приобрела статус национальной, так как за последние годы именно на дорогах погибает множество людей, в особенности молодое поколение, что способствует демографической убыли населения.

Из приведенной диаграммы ДТП (рис. 1) по числу погибших в России очевидно, что пик аварийности пришелся на 2012 год, когда на российских дорогах произошло 204 тысячи ДТП. Число раненых в ДТП составило 258,3 тысяч человек [1]. В Красноярском

крае наибольшее количество ДТП — 5186 приходится на 2013 год. АППГ (Аналогичный период предыдущего года) +1 %, погибло 612-1,3 %, ранено 6580 + 1,9 % [2].

По данным Госавтоинспекции, наиболее распространенной причиной аварий по-прежнему остается нарушение водителями правил дорожного движения -доля таких ДТП превышает 87 % от общего числа. Количество аварий по вине пьяных водителей достигло отметки в 13,5 тысячи происшествий. Заметно увеличилась доля ДТП, произошедших из-за плохого

качества дорог: 53 тысячи аварии за год [3]. Российские водители стали чаще скрываться с места аварии. Доля молодых водителей в числе жертв несчастных случаев на дороге непропорционально высока. Согласно статистике, их число среди пострадавших в результате ДТП непропорционально велико: так, доля молодежи в возрасте 18-24 лет составляет около 10 % всего населения, а доля ее среди погибших в результате ДТП составляет 25 % [4].

Диаграммы анализа ДТП по числу погибших и раненых по России (а) и Красноярскому краю (б)

Анализ статистических данных показывает, что 40 % всех дорожно-транспортных происшествий на улич-но-дорожной сети городов и населенных пунктов страны происходит с участием пешеходов. Каждый третий пострадавший в ДТП — это пешеход.

Уровень безопасности на дорогах зависит от целого ряда факторов, причем нарастание аварийности лишь отчасти связано с общим ростом числа автомобильного транспорта, основной причиной подавляющего большинства ДТП является сознательное нарушение и водителями, и пешеходами правил дорожного движения.

В настоящее время в нашей стране в основном сложилась государственная система обеспечения безопасности дорожного движения, включающая в себя разветвленную сеть органов и организаций, каждая из которых в пределах своей компетенции осуществляет меры по предупреждению ДТП и снижению их тяжести и последствий.

Основные мероприятия по сокращению количества ДТП [4; 5]:

— проведение периодических технических осмотров, контроль за осуществлением автотранспортными предприятиями мероприятий по содержанию транспортных средств в исправном состоянии;

— осуществление контроля за состоянием дорожной сети;

— агитационно-пропагандистская, правовоспитательная работа среди водителей автотранспортных средств, широких слоев населения с помощью СМИ;

— внедрение систем видеонаблюдения на дорогах в местах концентрации ДТП;

— организация психофизиологического отбора водителей предприятий и учреждений;

— увеличение срока обучения в автошколах.

Сокращение числа ДТП в результате реализации

мероприятий по повышению безопасности движения сопровождается одновременным уменьшением количества погибших и раненых. Однако, возвращаясь к статистике ДТП по числу погибших и раненых по Красноярскому краю в 2013 году, становится очевидным, что проводимых на сегодняшний день мероприятий недостаточно.

Таким образом, всестороннее рассмотрение причин возникновения аварий позволяет говорить о крайне низкой культуре поведения на дорогах, с безответственностью и правовым нигилизмом. Ситуацию не исправить одним лишь ужесточением наказаний или повышением штрафов. Личная ответственность каждого из участников дорожного движения очень важна. Пешеходам рекомендуется уделять внимание своей безопасности и повышать свою видимость в темное время суток, использовать световозвращаю-щие элементы или предметы на своей одежде. Водителям рекомендуется строго соблюдать правила дорожного движения, быть вежливыми, корректными на дорогах. Только при таком комплексном подходе к данной проблеме можно говорить о снижении высокого уровня аварийности как в России, так и в Красноярском крае.

1. ДТП на дорогах России: статистика, причины, меры по сокращению [Электронный ресурс] // AUTOPEOPLE. URL: http://www.autopeople.ru/article/ roads/12831.html (дата обращения: 20.03.2014).

2. Статистика ДТП в 2013 году [Электронный ресурс] // Drom (Красноярский край) (опубл. 12 февр. 2014 г.). URL: http://news.drom.ru/26924.html) (дата обращения: 20.03.2014).

3. Причины ДТП — виновники трагедий и их последствия [Электронный ресурс] // Автоноватор. URL: http ://carnovato. ru/osnovny e-prichiny-dtp-avarij / (дата обращения: 20.03.2014).